Статья 14116

Название статьи

ТРАВМАТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ВНУТРИСЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ: СИНТЕЗ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ 

Авторы

Тугаров Александр Борисович, доктор философских наук, профессор, декан факультета педагогики, психологии и социальных наук, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), fssr@bk.ru
Очкина Анна Владимировна, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой методологии науки, социальных теорий и технологий, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), ochkina@inbox.ru
Шевцова Элина Александровна, магистрант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), fppsn@pnzgu.ru

Индекс УДК

37.018.26

Аннотация

Актуальность и цели. Исследование конкретных социокультурных характеристик процесса современного образования предполагает синтез социально-педагогического и социологического знания проблем образования, с одной стороны, и социально-философского осмысления теории воспитания – с другой. Соответственно, целью данного исследования стала оценка внутрисемейных практик обеспечения социального развития детей в ситуации наличия или риска социального неблагополучия.
Материалы и методы. Согласно концепции данного исследования именно семья является тем социальным агентом, который транслирует детям социальную политику государства, трансформируя её содержание в собственные, внутрисемейные практики воспитания и социального развития детей. Мы предположили, что существуют такие внутрисемейные практики социальной защиты, которые оказываются травматическими для ребёнка. Было проведено социологическое исследование с использованием качественных социологических методов: фокусированные индивидуальные и групповые интервью, а также включённое структурированное наблюдение.
Результаты. Авторы представили классификацию проявлений семейного неблагополучия с описанием типовых внутрисемейных практик защиты детей в трудной жизненной ситуации.
Выводы. Семья как ближайшее окружение ребёнка потенциально может сделать много для повышения уровня его социального развития. Однако в том случае, если практики внутрисемейного воспитания детей имеют травматический характер или потенциал, они становятся факторами социального неблагополучия ребёнка и должны быть учтены при работе с ним педагогов.

Ключевые слова

семья, социальная политика, внутрисемейные практики воспитания, социальная защита детей

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2000. – 567 с.
2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондакова, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 23 с.
3. Гагаев, А. А. Образование как сосредоточение на себе самом / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2014. – № 1 (29). – С. 215–228.
4. Тугаров, А. Б. Предмет социальной работы и предмет социальной педагогики: вопросы теории : учеб. пособие / А. Б. Тугаров, Е. В. Викторова. – Пенза : ПГПУ, 2012. – 89 с.
5. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2007. – 687 с.
6. Тугаров, А. Б. Диагностические показатели форм социально-педагогического сопровождения детей с отклоняющимся поведением / А. Б. Тугаров, А. С. Дудкин // XIV Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов : межвуз. сб. науч. тр. – Пенза : ПГПУ, 2012. – С. 93–111.
7. Алексеева, Л. С. Дети из неполной семьи в трудной жизненной ситуации / Л. С. Алексеева // Социальная педагогика. – 2009. – № 4. – С. 21–29.
8. Тугаров, А. Б. Теоретические основы кейс-менеджмента в социальной работе с детьми с отклоняющимся поведением / А. Б. Тугаров, А. С. Дудкин // В мире научных открытий. Гуманитарные и общественные науки. – 2013. – № 5.1 (41). – С. 267–286.
9. Повшедная, Ф. В. Профессиональная культура и профессиональная компетентность будущего учителя / Ф. В. Повшедная, О. В. Лебедева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2015. – № 2 (34). – С. 148–156.

 

Дата создания: 23.05.2016 16:10
Дата обновления: 07.07.2016 14:35